Профориентационная работа в условиях специальной школы.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с особыми образовательными потребностями  проблема сложная. Перед каждым поколением, как для учащихся общеобразовательных школ, так и для специальных школ встает вопрос: «Кем быть?».
Профориентационная работа в условиях специальной школы  должна начинаться задолго до выпуска учащихся из школы. Формирование положительного отношения к труду происходит еще в начальной школе. С 1 по 4 классы осуществляется первоначальное знакомство с профессиями.
Основной задачей социального педагога совместно с учителями и воспитателями является приобщение детей к труду, приобретение навыков самообслуживания, развитие их общетрудовых умений и навыков.
Следующая ступень в профессиональной подготовке учащихся приходится на 5–9 классы. В процессе профессионально-трудового обучения проводится наблюдение за учащимися воспитателями, классными руководителями, учителями трудового обучения (в нашей школе-интернате это профили «Штукатурно-малярное дело», «Столярное дело», «Швейное дело», «Цветоводство» и «Кухонный рабочий») ученикам прививаются и первичные профессиональные навыки.
Благодаря дифференцированному подходу, учащиеся могут самостоятельно выполнять многие виды работ.
Заключительной ступенью профессионального самоопределения является выпускной 10 класс. В этот  период профориентационная работа приобретает наибольшую активность. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение учащихся, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей выпускников. Учащиеся закрепляют свои знания по профессиональному трудовому обучению, что оказывает положительное влияние на дальнейшую реализацию выпускника как личности.
Для этого осуществляется тесная связь школы-интерната с профессиональными колледжами города. На сегодняшний день налажено сотрудничество, проведена экскурсия в КГП на ПХВ «Павлодарский технологический колледж», будущим выпускникам и их родителям даны разъяснения по специальности, об условиях обучения, проведена экскурсия.
Для успешной профессиональной адаптации важно прийти к общему мнению, отвечающему интересам и способностям детей.
Трудоустройство выпускников и успешная их адаптация в социуме – конечная цель всей учебной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы в нашей школе-интернате.